Планы на выходные: узнать всё о вине через книги и фильмы

Художественная литература

Вино воспевали поэты разных времён — в прозе и стихах. Издано довольно много интересных рассказов о вине.

«Вокруг света за 80 бутылок вина», Майкл Весет

Издательство: Эксмо, 2019 год, 224 страницы.

Интересная остросюжетная повесть, написанная по мотивам рассказов Жюля Верна.

Герои романа путешествуют по странам, которые являются основными производителями вина — Франция, Италия, Испания, Португалия и т.д.

Приключения героев переплетаются с интересной информацией о винах, винных регионах и сортах.

Часть 1 Иллюстрация

Стр. 6

Стр. 8

«Винный сноб», Бьянка Боскер

Издательство: Попурри, 2018 год, 432 страницы.

Автор делится личным опытом, излагая все это на страницах книги — знакомство с миром вина, общение с сомелье, дегустации и т.д.

В книге подробно изложена история вина — от древних времён до наших дней.

Интересная подача информации — юмор, философия, история и личный опыт автора.

Оглавление

Стр. 8

Стр. 11

«Men&Wine или мужчины и вино», 1 и 2 части, Мария Волкова

Издательство: Де’Либри, 2020 год, 256 страниц.

Юмористическое приключенческое повествование о похождениях девушки, которая пыталась научиться разбираться в мужчинах через призму разных вин — ассоциируя разных представителей сильного пола с разными сортами вина.

Добрая и романтическая книга, способная поднять настроение.

Стр. 10-11

Промо

Книги

Книги Оза Кларка

Все книги, которые написал о вине британский писатель Оз Кларк, содержат очень много информации о вине простым языком.

Например, его книга «История вина в 100 бутылках» стала мировым бестселлером и завоевала ряд престижных наград, в том числе Gourmand Drink Awards в категории «Лучшая книга о вине, изданная в Великобритании». В ней он рассказывает о ста бутылках, знаменующих поворотные моменты эволюции вина и виноделия, а также об изобретениях и открытиях, которые оказали значительное влияние на историю «поэзии в бутылке».

Wine Folly («Вино: практический путеводитель»)

Нужно пояснить, что WineFolly.com является одним из самых популярных онлайн-ресурсов о вине. Его создатели предлагают живой практический путеводитель по вину, который сочетает в себе наглядность и простоту восприятия. В отличие от большинства «винных книг» в нем нет и намека на снобизм. С его помощью вы научитесь выбирать вино и наслаждаться жизнью.

Эта книга — отличный справочник с базовой информацией о винах.

Бенуа Симма, Дэниэль Казанав, «Невероятная история вина»

Комикс об истории виноделия с классными картинками.

Винный эксперт Бенуа Симма и художник Даниэль Казанав прослеживают историю вина и виноделия от самых истоков (которые берут свое начало в Восточном Средиземноморье) до транснациональной индустрии XXI века. Авторы считают, что история вина — это история нашей цивилизации.

Комикс балансирует между академической строгостью и забавными историческими анекдотами. Результат — повествование насыщенное, но очень легкое для восприятия.

Привлекательность несовершенства

Миллениалы чаще готовы заплатить за необычные вина, чем 55-летние потребители. Те, кому сейчас 30-35 лет, погрузились в темы крафтового пива, сидра, виски, джина, коктейлей – и все эти категории бешеными темпами развивались в Британии в последние 5-10 лет. А вино осталось позади. Вину нужно как-то подтянуться. И вот что интересно в отношении натуральных вин: даже если они вам не нравятся, хипстеры считают, что это круто. Они идут пробовать крафтовое пиво, крафтовые джины, а потом приходят в модный бар в Восточном Лондоне и находят в карте шесть натуральных вин, которые настолько отличаются от вин, к которым все привыкли, что хипстеры приходят в восторг: «Боже, они такие необычные! Круто, оу, вау!». 

Уровень натуральных вин не всегда высок, поскольку чтобы сделать очень хорошее натуральное вино, ты должен быть супервиноделом, и даже в этом случае твое вино рискует превратиться в уксус. И иногда такие бутылки попадаются: ты думаешь – вот, сейчас будет замечательное вино. А оно просто отвратительное. 

Эбен Сади из Южной Африки так говорит: «Я учусь делать натуральные вина, потому что многие в Свартленде их делают. Но я буду продавать их только при гарантии, что все бутылки будут выпиты в моей деревне. Если они будут вывозиться за ее пределы, я не буду их выпускать». Все эти истории с натуральностью, отсутствием консервантов, углеродного следа имеют смысл, если вино не перевозится в грузовиках в охлажденном состоянии за тысячи километров.

Чем сложна элегантность

Кто-то должен остановить гонки на американских горках, начатые Робертом Паркером: моду на очень алкогольные экстрактивные вина, много нового дуба. Хотя эти вина могут заинтересовать тех, кто не пьет вино. В США полвека ушло, чтобы преодолеть моду на щедрые ванильные блокбастеры, но это именно они приучили американцев пить вино. 

В Китае и Индии происходит то же самое: сначала людям нравятся мощные дубовые вина. По мере того как винная культура будет развиваться, люди начнут говорить: «Все эти вина одинаковые, я хочу необычную историю, впечатление». И начнут искать в винах тонкости и элегантности. Это как с музыкой или театром. Ты не сразу понимаешь, насколько велик Чехов.

В 1970-х я был молодым актером, и первые вина, которые я пил, были отвратительными. Я шел в маленький магазинчик и покупал «вино», которое мог позволить себе за свои небольшие деньги. Это называлось «божоле», «кот-дю-рон», «кьянти», но все это было неприятно пить, за исключением разве что риохи — она даже тогда была ничего. И тут появляются австралийцы и показывают нам, что вино может доставлять удовольствие, что оно может заставить людей смеяться, прыгать и кричать, а не сидеть мрачно над бутылкой, раздумывая: «О боже, как это сложно, я такое ничтожество, как же мне это понять?» 

Посмотрите на эту бутылку аргентинского вина. Она такая большая и тяжелая, сразу понимаешь, что вино такое же. Эта бутылка как бы говорит: «Смотрите, я продаю 90% своего вина в Буэнос-Айресе, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и США. Им оно нравится, и они хотят мощи и нового дуба. Только 10% моего вина продается в Европе, поэтому я не потакаю вашему вкусу». О чем это говорит? Производитель лишь следует за потребителем и не пытается учить его в чем-то разбираться. Никто никого не обязан ничему учить, но именно образование и информированность отличают человеческую расу. Открытость к новому, любопытство, способность обучаться – прекрасные особенности человеческого мозга.

Не думаю, что большие винные компании, владеющие брендами, тратят много времени на то, чтобы образовывать свою аудиторию. Они просто пытаются продать им как можно больше. Все образование идет от маленьких компаний, когда появляются люди, как вы, я и такие, как мы, вокруг нас.

Мишель Роллан – фантастический винодел. Лучшее время я провел с ним в полях Лаланд-Помроля, а не в модных городках и местечках долины Напа и Аргентины. Он радостно бродил в грязных ботинках по маленьким виноградникам, и я следовал за ним, когда он давал свои консультации. Он берет тысячи долларов за минуту своего времени, а к этим людям просто приходил, давал короткую консультацию на 15 минут и никакой оплаты не требовал.

Но тот же самый человек развратил мир вина, предлагая легкие решения. Много виноградников сейчас закладывается в жарком климате, а не в прохладном – так легче сделать большое, зрелое вино. Легче долго оставлять виноград на лозах. Легче купить еще больше бочек. Легче раздробить ягоды и добиться максимальной экстракции.

Напротив, смелое решение – собрать урожай раньше. Смело – использовать короткую мацерацию, потому что если выдерживать на мезге дольше, то экстрагируется больше горьких веществ. «А как насчет цвета?» – «Нет-нет, пусть вино будет бледным, убирайте мезгу». Экстракт? Сколько танина экстрагируется в вино после 5–6-недельной мацерации на мезге? В ответ я слышу: «Танины станут мягче со временем». Но я вот что скажу: если танины зрелые, они с возрастом будут смягчаться, но большинство танинов не такие.

Я всегда стараюсь найти в вине какой-то маленький изъян. Вот представьте, вы слушаете певца. Когда пение совершенно, оно доставит вам меньше удовольствия, чем чуть индивидуальная манера. Лица красивых людей не идеальны, в них всегда можно найти какое-то несовершенство. Несовершенство – свойство человеческой природы. И то же самое можно сказать о вине. Если вино идеально, сделано слишком правильно, старательно, оно такое округлое, и вы понимаете по вкусу, что это 75% каберне совиньона, – это не вино для удовольствия, это что-то вроде интересного тестового задания, которое не дает вам эмоционального опыта. Заплатив деньги, хочется купить какую-то эмоцию. И вот эти движения, я имею в виду оранжевые и натуральные вина, они как бы противостоят мейнстриму.

Дмитрий Мережко и Оз Кларк

Обесценивание стобалльной шкалы

А сегодня все критики, как школьники, подсматривают друг другу в тетрадки, и я понимаю в чем дело: все чувствуют необходимость ставить высокие оценки! Если оценки будут низкими, никто не пойдет на их сайты! Чтобы заманить посетителей, они вынуждены говорить: «Эй, смотрите сюда, у меня тут 95-балльные вина!» Никто не хочет говорить: «У меня очень честный сайт, высшая оценка у меня 89». Вот как эта система оценки работает. Все переоценено. Или, например, вино получило 94 балла. Как можно таким образом понять уровень вина? Или музыки? Или литературы? Представим, что вы преподаватель лучшего ВУЗа, и получили 94 из 100 на аттестации. Значит ли это, что у вас самая светлая голова среди вашего поколения?

Это просто смешно, как натянуты оценки. И сейчас это плохо для всех, потому что приводит к появлению рецептов того, как делать вина в таком стиле. Еще два, три, может, четыре года назад, когда ты спрашивал винодела, какое вино он хочет сделать, он отвечал: «Я собираюсь сделать его на 92 балла». Спрашиваешь: ну а добиться ты от него чего хочешь? Он отвечает: «Хочу добиться 92 баллов». Это не поиск смысла вина, а какое-то безумие. «Хотите поговорить о винограде, об ароматах?» – «Нет, я хочу поговорить об оценках».

Однако внутри винного бизнеса люди собираются вместе, пробуют вина и обсуждают их. В этом и заключается смысл винного мира. Конечно, когда я сужу винные конкурсы, я даю винам стобалльные оценки. Но если бы меня спросили: как лично я запомнил бы то вино, которое сейчас у меня в бокале, я бы ответил, что это прекрасное вино, пару бокалов которого я выпил с друзьями в Москве за ужином. И такое описание говорит о ценности этого вина совсем по-другому.

Материал был опубликован в журнале Simple Wine News №105, 2016.

Хотите дегустировать как профессионал? Записывайтесь на программы WSET!

Миру нужны новые категории

Хм, что это у нас в бокалах? Шинон Olga Raffault? Мы можем определить в вине эти ароматы: немного специй, немного красной смородины. Но на самом деле это «винный» аромат. Прохладная температура подачи балансирует прохладные условия, в которых растет шинон. Интересно, на каком участке вырос этот виноград, на гравийном или на меловом. Но пусть это будет мел.

Раффо – известное имя в Долине Луары. Ольга Раффо – она еще делает вино? Наверное, это уже ее внучка, но, услышав это имя, представляешь прекрасную девушку. То, с чем вино ассоциируется, влияет на его восприятие. Студентами мы ездили в Бордо по разным винодельням и встречались с мэтрами-де-шэ. У дружелюбных виноделов нам и вина казались отличными. А вот парень из Rauzan Gassies всегда был мрачен, и с каплей на кончике носа, наверное, поэтому нам его вина не нравились. 

Когда я был в Грузии, все вина, которые мне нравились, были из квеври. Мое любимое – из монастыря Алаверди. Ты видишь этот прекрасный монастырь, этого монаха с роскошной бородой, слышишь их чудесный хор – разве может это вино быть плохим?

Квеври, оранжевые вина – я готов наслаждаться этими модными течениями до тех пор, пока у них не появляется «культа» или «идеологии». Я считаю, что, обсуждая вино, люди должны свободно высказывать различные мнения. Если вы хотите обсудить вино – откройте бутылку, откройте другую; выпейте их обе, сравнивайте, спорьте и соглашайтесь друг с другом.

В оранжевых винах замечательна их необычная текстура. Если оно сделано в квеври в Грузии, понятно, что другим оно и не может быть. Но когда такое вино происходит из бочки в долине Луары, или в Жюре, или в Калифорнии, вы должны понимать, что виноделу пришлось немало постараться, чтобы так сделать. Я думаю, есть реальная потребность в таких особенных винах. В начале этого столетия возникла потребность в новых движениях.

Оз Кларк

Год рождения: 1949. Образование: Оксфордский университет. Род занятий: актер, певец, телеведущий, винный критик, автор множества книг о вине и обладатель всех трех главных премий в области винной литературы.

О себе откровенно

Я самоучка. Я учился вину, потому что писал о вине. Пять лет подряд я писал еженедельную колонку о винах и играл на сценах Вест-Энда (театральный район Лондона, аналог Бродвея. – Прим. ред.) в известных мюзиклах, таких как «Эвита» или «Суини Тодд». 

Кто же повлиял на меня… Думаю, не те, кто пишет о вине. Я, конечно, тщательно и с удовольствием проштудировал мою первую книгу, Wine Хью Джонсона, но, думаю, для меня важнее было то, что я находил виноторговцев, которые были настолько щедры и увлечены своим делом, что помогали и мне узнавать больше о вине.

Обо мне часто говорят, что я эксперт по Бордо, а не по Бургундии. Но так устроен английский рынок: мы страна Бордо, а не Бургундии. Если бы я учился вину, скажем, в Бельгии, было бы по-другому: там Бургундия более популярна. 

Какие-то тонкости я узнавал от множества людей, о которых ваши читатели никогда не слышали. Я никогда не учился вину, не сдавал никаких экзаменов. Я получал зарплату, покупал вино, шел на кухню, звал пару-тройку друзей, мы обсуждали это вино, пока не допивали бутылку до дна, забывая сплевывать, шли за новой бутылкой, снова пили, не сплевывая, и потом расходились, иногда на своих ногах, и на следующий день все повторялось.

Я учился вину, когда еще не было стобалльной шкалы. Она появилась в Америке, когда винная культура там начала развиваться, а рынку недоставало веры в качество вин. И стобалльная система была находкой. Это очень просто. Критик говорит: если я даю этому вину 90 баллов, оно вам точно понравится. И это сделало вино понятным для миллионов людей. Им стало легко выбирать. Короче, как со всеми хорошими вещами, началось с благих намерений. Десятичная система – что может быть проще? Выше балл – лучше вино.

Бонус: журналы, блоги, Telegram и YouTube-каналы

Полезную и познавательную информации о вине можно найти и в других источниках,

Например, есть YouTube-канал «Винотерра» — здесь найдете много отличной информации о винах Германии и Австрии.

Еще один канал ведет Денис Руденко — судья международных винных конкурсов. У него образовательный канал о вине и виноделии в широком смысле — будет интересно всем.

Также можно почитать журнал «Simple wine news». Здесь вы найдете истории множества культовых виноделов.

Можно подписаться на несколько хороших Instagram-блогов: Александр Рассадкин (лучший сомелье России в 2015 году), Евгений Шамов, Павел Швец (винодел). Вы сможете каждый день узнавать что-то новое о вине, просто листая ленту в Instagram.

И напоследок — Telegram-каналы. «Цитрон Цюрупинский» — канал про российское вино, виноделов и виноградников. «Пьяный Мастер» — первый в мире алко-таблоид. «Винный шкаф» — здесь собраны новости из мира вина, переводы интересных статей, обзоры на вина и винтажи: в общем, вся околовинная история как для профессионалов, так и любителей вина.

Книги о вине для начинающих

Начинающим ценителям будут полезны книги с краткой информацией о главных винных регионах и самых распространённых сортах винограда. Получение информации в ёмком, но концентрированном виде поможет не только понять основные стили и тенденции в мире алкогольных напитков, но и понять, насколько богат мир вина, что его можно изучать всю жизнь, но всё равно всего не перепробовать. Лично у меня осознание такой его особенности только пробудило желание углубляться в тему и стать, в конце концов, профессионалом.

Вот несколько примеров полезных книг:

Wine Folly, Justin Hammack. Madeline Puckette. Популярное издание, где большинство информации имеет форму красочной инфографики. В таком виде намного легче запомнить органолептический профиль того или иного вина, сорта или терруар того или иного региона.

Винный гид покупателя. Роберт М. Паркер, 7-ое издание – знакомство с достойными напитками можно начать с гида одного из самых знаменитых винных критиков – Роберта Паркера. В этой книге представлены оценки вин по 100-балльной шкале (которую придумал сам Паркер), а также комментарии критика. Надо сказать, что гид составлен в соответствии со вкусом Паркера, на который в своё время равнялась значительная часть виноделов Бордо, но в настоящее время мощные бочковые кюве, подогнанные под вкус критика стали уступать место более элегантным напиткам. В гиде представлены не только виноделы Франции, но и других европейских стран, а также – Нового Света. Кроме того, гид послужит кратким справочником о том, как выбирать, хранить и подавать вина.

Библия вина. Лучшие вина мира. Dorling Kindersley, перевод Ю.А. Земскова, Э. А. Штеколовой, Д.М. Назаровой – подробное красочное издание о лучших апелласьонах мира и их напитках, с картами, иллюстрациями, кратким описанием терруара и лучших миллезимов. В каждой главе приводится список шато с описанием их терруара и вин.

100 культовых вин мира, Матильда Юло – здесь собраны легендарные кюве, которые хоть раз в жизни мечтает попробовать ценитель этого напитка.

Le grand Larousse du vin – энциклопедия о вине на французском языке, от специализированного французского издания справочной литературы Ларус. Отлично иллюстрированная и понятная книга, которая станет первым справочником для начинающего ценителя, но не более того. Если вы уже начали углубляться в тонкости производства, виноградарства и терруаров, то вряд ли узнаете из Винного Справочника Ларус что-то новое.

Comment goûter un vin , Philippe Faure—Brac – подробный инструктаж, как дегустировать вино, от одного из лучших сомелье мира – Филиппа Фор-Брак. В книге не только рассказывается об этапах дегустации, которые можно найти практически в любом винном издании, но и об особенностях изменений букета вин разного стиля. Также здесь даётся руководство к дегустации «от простого к сложному», которое постепенно научит находить всё новые нюансы в сложном органолептическом профиле дорогих кюве.

Фильмы и сериалы

«На обочине»

Писатель-неудачник, учитель литературы Майлз Рэймонд берет своего лучшего друга — вышедшего в тираж актера Джека — в поездку по винодельням Калифорнии. Джеку нужно расслабиться перед свадьбой, запланированной через неделю. Но два приятеля даже не догадываются, что ждет их впереди и как резко эта неделя изменит их жизнь.

Это увлекательный фильм про тур по американским винодельням, где ведутся познавательные диалоги о сортах винограда, лучших винах и органолептике вина.

«Хороший год»

«Хороший год» — это фильм о том, как воротила Лондонской фондовой биржи унаследовал от дядюшки винодельню в Провансе. Прибыв во Францию с целью продать виллу, он пересматривает многие аспекты своей жизни. Главные роли здесь исполняют Рассел Кроу и Марион Котийяр.

Фильм не только о вине, но и жизни, с ним связанной. А еще он создан по мотивам романа Питера Мейла с одноименным названием — его тоже стоит прочитать.

Uncorked

Фильм о молодом человеке по имени Элайджи, который хочет выучиться на сомелье и получить европейское винное образование вопреки желанию отца, который хочет, чтобы он возглавил семейный барбекю-ресторан в Мемфисе. Разворачивается душераздирающая драма.

«Чувство вина»

Фильм состоит из четырех серий. В нем рассказывается история петербургского сомелье Евгения Шамова (который в 2017 году стал лучшим сомелье России) и итальянского шеф-повара Антонио Фреза.

Антонио считает, что хорошее российское вино — это миф. Однако Евгений с этим категорически не согласен и готов доказать свою позицию.

«Возвращение в Бургундию»

Три наследника после смерти отца должны восстановить поместье и вернуть виноградникам былую славу. Они ссорятся, мирятся, собирают виноград и делают вино.

Этот фильм, скорее, не про вино, а про жизнь. Но зато он прекрасно погружает в атмосферу вин Бургундии.

«В винном отражении»

Ресторатор и гость, не желающий платить за испорченное вино. Грузинский винодел в неравной схватке с современным миром, где ставки сравнимы с прожитой жизнью. Шалость двух актеров, разбирающихся в шампанском только с помощью всемирной паутины. И, наконец, священник, получивший в наследство винодельню, но не готовый брать деньги за вино.

Все это — художественный альманах компании «Симпл» о вине и людях, состоящий из четырех короткометражных частей.

Вино по бокалам — Оз Кларк читать онлайн бесплатно полную версию книги

Oz Clarke

Wine by the Glass

2018 Pavilion Books

Oz Clarke, текст, 2018

Мороз А., перевод на русский язык, 2018

Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2019 КоЛибри

* * *

Приветствие автора

Меня зовут Оз Кларк. Добро пожаловать в мой мир – мир вина! В этом мире много радости и веселья, друзей и улыбок. Я расскажу вам о вине все, что знаю: о его стилях, вкусе и индивидуальности. И о стоимости, конечно. Вы выбрали хорошее время, чтобы прочитать эту книгу, – сегодня мир вина интересен и энергичен, как никогда раньше.

Да, совсем недавно у потребителей не было такого широкого выбора вин, как сегодня

Теперь их внимание приковывают вина стран, о которых десять лет назад никто и слышать-то не слышал. Вина из сортов винограда, которые, как я считал, сначала переселятся на берега Леты, а затем канут в нее, остались на винной карте мира и стройными рядами стоят на полках магазинов

А стили вин, о которых я только мечтал или – иногда… – тосковал, теперь, что называется, к моим (и вашим!) услугам.

Я готов поделиться с вами своими знаниями, мыслями и впечатлениями. В моей жизни было немало рискованных дегустаций. Признаюсь, иногда после глотка некоторых напитков у меня перехватывало дыхание, причем отнюдь не от удовольствия, и жгло в горле. Тем не менее это только стимулировало меня к дальнейшим поискам. И между нами говоря, у плохих вин есть своя функция – благодаря им хорошие кажутся еще более вкусными и стоящими того, чтобы о них поговорить.

Замечательной новостью для одолеваемых жаждой любителей вина является то, что сегодня действительно плохих вин очень мало. В супермаркетах, дорожащих своей репутацией, или у продавцов, пекущихся о ней еще больше, в ресторанах и барах можно смело выбрать даже дешевое вино и пить его с удовольствием.

Удовольствие… В вине меня интересует именно оно. Я не сноб – в моем бокале бывают не только престижные напитки или вино, получившее у винных критиков 100 баллов, не говоря уж о вине с такими маловероятными описательными характеристиками, что они взрывают мозг. Меня больше привлекают вина, способные вызвать блеск в глазах и радость в сердце.

Если вас интересуют мои советы, вы их получите. У меня не было цели написать статистический справочник с занудными дегустационными комментариями и скучными примерами сочетания того, что в вашем бокале, и того, что на вашей тарелке. Я попытался рассказать о том, что, на мой взгляд, поможет вам получить от вина максимум радости. Наверное, какие-то аспекты, обязательные для других авторов, пишущих о вине, я упустил… Это потому, что не считаю их даже вспомогательными – удовольствие от вина вы получите и без них.

В моей книге приведено много деталей, немало фактов и масса разных мнений. Может быть, вы посчитаете это излишним, но дело в том, что мне нравится обсуждать вино со своими друзьями, я не хочу за него переплачивать и рассчитываю в полной мере насладиться его вкусом. Красным, белым, розовым и игристым! Тогда я буду счастлив. Вы, я полагаю, тоже?

Вы можете погружаться в мой мир и выходить из этого состояния, когда вам захочется, – эту книгу читать с первой страницы до последней вовсе не обязательно, хотя, если вы это сделаете, мне будет приятно. А теперь я расскажу вам о том, что вы в ней найдете.

Я попытался изложить базовые основы, но сделать это неутомительно, а затем стать вашим гидом в мире довольно причудливом и экзотическом, мире вина. Для этого я выбрал 12 слов. Всего дюжину! Мне показалось, что если вы поймете, о чем идет речь, то станете на этой особой планете своим человеком.

1234567891011121314151617181920212223Перейти

Похожие книги

Все мои сыновья Миллер Артур

Ада, или Радости страсти. Семейная хроника Владимир Набоков

Гипнотические рекламные тексты, как искушать и убеждать клиентов одними словами Витале Джо

Заезд на выживание Фрэнсис Феликс, Фрэнсис Дик

Сердце Абриса Ефиминюк Марина Владимировна

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Агронавт клуб
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: