Биография Пифагора
В этом рассказе много от легенды. Пифагор не оставил после себя никаких записей. Он любил читать и рассуждать, а его рассуждения записывали ученики.
Они же и создали его необыкновенную биографию, в которой отделить правду от вымысла уже невозможно.
Пифагор родился на острове Самос, расположенном в Эгейском море, отсюда его прозвище Самосский. Его отец был зажиточным человеком, занимался торговлей, мать происходила из знатного рода Анкея.
Во времена Пифагора остров был центром ионийской культуры и стал родиной ряда великих деятелей Античности, в том числе философа Мелисса, известного своим учением, что бытие бесконечно во времени; Эпикура, развивавшего идею наслаждений; и астрономов Аристарха и Аристилла.
Великий историк древности Геродот называл Самос одним из райских уголков, климат которого способствовал творчеству его жителей.
Его родители были жителями греческого острова Самоса, поэтому Пифагора называют также Самосским.
Отец Мнесарх работал камнерезом, по другим сведениям, занимался торговлей, считался богатым купцом, много путешествовал.
Предсказательница сообщила Мнесарху, что у него родится сын, который принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.
Отец был так рад этому предсказанию, что назвал новорожденного сына Пифагором, что значит тот, о ком объявила Пифия, а свою жену Партениду, представительницу знатного рода, переименовал в Пифаиду.
Странствия Пифагора
Из дома Пифагор ушел в 18 лет, почувствовав себя совсем взрослым. Физически он был крепким, готовым ко многим испытаниям.
Всю свою жизнь он путешествовал по разным странам, посетил Египет, Фракию, Рим, где слушал разных ученых людей, приобщался к чужой мудрости.
Несколько лет Пифагор провел в плену у персидского царя, который приблизил его к себе и любил с ним вести беседы на научные темы.
Пифагор между тем продолжал учиться у персидских магов совершать различные чудеса.
По словам античных авторов, он встречался чуть ли не со всеми известнейшими мудрецами той эпохи — греками, персами, халдеями, египтянами, поэтому впитал в себя самые передовые знания того времени, был посвящен во все мистерии — тайные доктрины — греков и варваров.
На 40-м году жизни Пифагор поселился наконец в южноиталийской колонии, городе Кротоне, где и основал общество своих последователей.
Его школу называли по-разному: философско-научной и в то же время религиозно-магической, в которой обучались посвященные, или эзотерики, в отличие от остальных, непосвященных, которых называли экзотерики.
Именно в его школе зародилась числовая теория и учение о бессмертии и переселении человеческих душ.
Пифагор. Фрагмент картины Афинская школа. Художник Рафаэль
Обратная теорема Пифагора
По теореме Пифагора из того факта, что в треуг-ке есть прямой угол, следует следующее соотношение между длинами его сторон:
Оказывается, верно и обратное: если в произвольном треуг-ке одна сторона (очевидно, большая из них) равна сумме квадратов двух других сторон, то из этого следует, что такой треуг-к является прямоугольным.
Это утверждение называют обратной теоремой Пифагора. Докажем её. Пусть есть некоторый ∆АВС, для сторон которого выполняется равенство
Так как ∆А1В1С1 прямоугольный, то для него справедлива теорема Пифагора. Найдем с ее помощью гипотенузу:
а именно это мы и доказываем.
Уточним разницу между собственно теоремой Пифагора и только что доказанной обратной ей теореме. В каждой теореме есть две ключевые части:
1) некоторое условие, которое описывает какое-то геометрическое построение;
2) вывод (или заключение), который делается для условия.
В самой теореме Пифагора в качестве условия описывается прямоугольный треугольник. Для него делается вывод – катеты, возведенные в квадрат, в сумме дадут квадрат гипотенузы.
В обратной же теореме условие и вывод меняются местами. В роли условия описывается треугольник, у которого большая сторона, возведенная во 2-ую степень, равна сумме двух других сторон, также возведенная в квадрат. Для этого описания делается вывод – такой треугольник обязательно должен быть прямоугольным.
Заметим, что не всякая обратная теорема является справедливой. Например, одна из простейших теорем гласит – если углы вертикальные, то они равны. Сформулируем обратную теорему – если углы равны, то они вертикальные. Понятно, что это неверное утверждение.
Задание. Выясните, является ли треуг-к прямоугольным, если его стороны имеют длины:
Решение. Здесь надо просто проверить, являются ли эти числа пифагоровыми тройками. Если являются, то соответствующий треуг-к окажется прямоугольным.
Задание. В ∆КМР проведена биссектриса МН. Её длина 12. КМ = 13 и КН = 5. Найдите МР.
Решение. Рассмотрим ∆МНК. Его стороны равны 5, 12 и 13. Но это одна из пифагоровых троек:
Отсюда следует, что треуг-к прямоугольный, причем МК – гипотенуза (гипотенуза – это длиннейшая сторона). Тогда ∠Н = 90°. Но это означает, что биссектриса МН ещё и высота. Но если в треугольнике одна линия одновременно и медиана, и высота, то это равнобедренный треуг-к, причем КР – его основание. Тогда
И все то, что тебя заботило и волновало — вытекает, оставляя чашу пустой
Если человек заполняет кружку только до определенного уровня, он может пить. Если он заполняет выше нормы, то содержимое выливается. У основания столбика есть небольшое отверстие (или 2). Вода по ним попадает внурь столбика, который виден внутри чашки Пифагора.
Кубок (чаша) Пифагора Самосского, тренирующий внимательность и чувство меры в питье и не только!
Чаша Пифагора — это кубок, сосуд для напитков и игрушка, тренирующая вашу внимательность и чувство меры. По-гречески чашу Пифагора называют Πυθαγόρειο κούπα (ПифагО
рио кУ
па), что переводится как кружка, чашка или кубок Пифагора.
Придумал такую оригинальную кружку Пифагор Самосский в 6 веке но н.э., известный нам по учебникам геометрии, древнегреческий математик, философ и политик, основатель пифагореизма, учитель другого великого древнегреческого ученого — Пифагора.
Пифагор сделал такую необычную кружку не столько для того, чтобы его ученики не перебрали вина, но сколько для того, чтобы научить их чувству меры во всех областях нашей жизни.
Пифагор
называл свой кубок чашкой закона, поскольку принцип действия чаши отражал основные принципы права — когда мера была превышена, все достигнутое ранее пропадало, терялось, как и вино из этого сосуда Пифагора.
Пифагор противопоставлял чувство меры гордыне и хотел, чтобы люди освобождались от этого плохого качества, которое мешает им жить в гармонии и равновесии. А чашка Пифагора служила тренажером, игрушкой для приобретения чувства меры.
Как пользоваться чашей Пифагора
Внутренняя часть чаши Пифагора, золотистый ободок — это контрольная линия, за нее переливать нельзя, иначе — все вытечет!
Кружка Пифагора — не простой кубок, внутри него есть высокий столбик, вокруг которого плещется налитое вино. Если вы нальете умеренное количество напитка в чашу Пифагора, то сможете пить его как из обычного бокала или кубка.
А вот если перельете, то все ваше вино или водичка вытечет наружу через маленькое отверстие в дне чаши.
Чашки Пифагора обычно продаются с контрольной линией внутри, чтобы вы понимали, сколько напитка можно налить в него. А если такой отметки в своей пифагорейской чашке вы не найдете, тренируйте свое чувство меры опытным путем. Как ученики Пифагора.
Из этого отверстия вытечет весь напиток, если вы его перельете
Как устроена чаша Пифагора
У основания столбика есть небольшое отверстие (или 2). Вода по ним попадает внурь столбика, который виден внутри чашки Пифагора.
В этом столбике, есть еще один, внутренний столбик (он нам не виден) с дырочкой на вершине. Он чуть поменьше и пониже того, который основного — внешнего столбика.
Пространство между внешним и внутренним столбиком заполняется жидкостью. То есть, вино омывает внутренний столбик со всех сторон и движется к его вершине.
Как только уровень воды поднялся до верха внутреннего столбика, вода начинает выливаться, утекая в его дырочку, согласно законам физики.
Как работает чаша Пифагора
, вы можете посмотреть на греческом видео. На схеме отчетливо видно то, что происходит внутри сосуда, придуманного Пифагором
Принцип действия чаши Пифагора — простой и остроумный. Этот же закон физики, часто применяется в быту, например, в работе водопроводных труб — сифонов..
Кубок (чаша) Пифагора с вином. Научись владеть собой и чувствовать меру.
Делаем чашу Пифагора (чаша жадности) из пластиковой бутылки.
Чаша Пифагора — не простой кубок, внутри него есть высокий столбик, вокруг которого плещется налитая жидкость. Если вы нальете умеренное количество напитка в чашу Пифагора, то сможете пить его, как из обычного бокала или кубка. А вот если перельёте, то ваша жидкость вытечет наружу через маленькое отверстие в дне чаши.Пифагор сделал такую необычную чашу не столько для того, чтобы его ученики не перебрали вина, но, сколько для того, чтобы научить их чувству меры во всех областях нашей жизни. Пифагор называл свой кубок «чашей закона», поскольку принцип действия чаши отражал основные принципы права: когда мера была превышена, всё, достигнутое ранее, пропадало, терялось, как и вино из этого сосуда.
Как устроена чаша: рисунок из интернета.
Материал для сборки чаши
Нам потребуется:
— пластиковая бутылка на 1,5 литра;- трубочки для сока- 2 шт.;- крышка от пластиковой бутылки типа CSI SPORTS LOK;- ёмкость из-под мыльных пузырей.
Мы, учителя предметов естественно — научного цикла, стараемся решить эту проблему, организовав кружок в 5–7 классах
Еще вчера ты готов был спорить с лучшим другом, доказывая свою правоту в каком-нибудь вопросе, а сейчас тебе все равно. Тебе не интересно. Ты набрал чашу до уровня, но, в один момент, в твоей жизни происходят события, которые ее переполняют.
УМные детКИ. Первый и последний слоги этих слов дали название этому кружку. Программа кружка рассчитана на 2 года обучения. 2 год обучения – 6–7 класс – изучает тему “ВОДА”. Дети учатся: приёмам обращения с лабораторной посудой и штативом. Дети учатся: зажигать и тушить спиртовку, нагревать жидкость в пробирке на спиртовке. Дети узнают: свойства углекислого газа, способы его получения и обнаружения.
При этом в Шенгенскую зону не входит — и потому для россиян не унизителен. В общем, Кипр – не Крит. И совсем уж не Ибица. Так называемая свободная любовь здесь не в почёте. Нет, это не бескрайние розово-красные поля, которые можно увидеть в дельте Окаванго (Ботсвана). В ярко-розовый цвет у них окрашено оперение внутренней части крыла. И когда фламинго взмахивают крыльями, над голубой водой расплывается невероятно эффектное, гламурно-розовое облако.
1.1. Поэтапный план работы
1.1.1. Наметить план работы
-
Сформулировать проблему.
-
Выдвинуть гипотезу.
-
Определить цель, задачи, объект исследования.
-
Предположить результат.
-
Наметить этапы работы.
1.1.2. Информационный этап
Цель: сбор информации.
Задачи:
-
Узнать, что собой представляет Справедливая
чаша. -
Изучить научную литературу по теме исследования.
-
Определить области современного применения устройства.
1.1.3. Практический этап
Цель: произвести все измерения и выполнить расчёты.
Задачи:
-
Рассмотреть особенности устройства чаши.
-
Изучить приёмы вычисления объёмов двух
разных по размеру чаш. -
Выявить зависимость объёма жидкости от
размера чаши. -
Рассчитать объём жидкости в чашах по
контрольную линию. -
Изготовить чашу в домашних условиях.
1.1.4. Оформительский этап
Цель: оформление собранной информации.
Задачи:
-
Оформить портфолио исследовательской работы.
-
Подготовить презентацию.
Учение Пифагора
Знакомясь с трудами Пифагора, точнее — с записями его учеников, боготворивших своего учителя, складывается впечатление, что этот философ жаждал заглянуть во все уголки Вселенной, надеясь там найти ответы на мучившие его вопросы о жизни, смерти, смысле жизни и прочих загадках природы.
Создаваемое им тайное общество в Кротоне было нацелено на смещение деспотического режима и создание нового гармоничного общества, в котором правили бы люди посвященные, эзотерики, разрабатывавшие такие законы, которые позволяли бы мыслителям, философам править над всем народом.
Для этой цели он создавал школу избранных, аристократов, вводил среди них суровую дисциплину.
В результате получилось философское, религиозное и политическое братство, готовое к свержению правящей олигархии.
Пифагор был уверен в переселении человеческих душ, в их вечном скитании. Он верил, что человеческая душа может войти и в животное
Некоторые ученики не понимали, как эта душа может проявить себя в животном. До нас не дошли сведения о доказательствах Пифагора. Но в том, что он находил для этого убедительные аргументы, сомнений нет.
Пифагор не смог воплотить все свои идеи в жизнь. Его школа распалась. Но его ученики донесли до нас удивительные теории учителя.
Для своих современников Пифагор был выдающимся математиком, непревзойденным мудрецом, божественным пророком.
Статуя Пифагора на Шартрском соборе
Если наполнить сосуд до краёв, вся жидкость выльется из него
Пифагор создал незамысловатый с виду, но гениальный сосуд, который получил название «Чаша справедливости» или «Кубок Пифагора». Изготовлением этой ёмкости математик просто поиздевался над людьми жадными и корыстными, так как из этого сосуда просто невозможно выпить ни капли, если наполнить его жидкостью до краёв. Древний грек продемонстрировал тонкое чувство юмора: даже в те времена имели место легкие «шалости».
Если наполнить этот бокал до краёв, то жидкость из него выльется. Так что человек, привыкший во всем достигать максимума, и не умеющий контролировать свои желания, просто не справится с этим «кубком Пифагора». На самом деле, древнегреческий математик и мыслитель не придумал ничего экстраординарного для человека, который обладает хоть какими-то познаниями в физике и математике.
Дело в том, что Пифагоров сосуд в своей работе устроен по принципу сифона. Снаружи он представляет собой обычную чашу для питья, но внутри нее скрывается «тайна» — изогнутый двойной канал, концы которого опущены вниз. Одна из сторон канала проходит насквозь через дно. Работает «кубок Пифагора» по закону о сообщающихся сосудах.
Если не наливать в него жидкость выше места изгиба канала, то он будет являть собой обычную чашку, из которой можно без лишних трудностей напиться. Однако жадный человек, который нальет в сосуд жидкости свыше меры, тут же поплатится за свою ненасытность.
Теорема Пифагора
Попытаемся установить связь между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника. Пусть в некотором прямоугольном треуг-ке катеты имеют длины а и b, а гипотенуза равна с. Пусть один из острых углов треуг-ка составляет α, тогда другой острый угол должен равняться 90 – α:
Далее возьмем 4 таких треуг-ка и расположим их следующим образом:
Здесь мы прикладываем треуг-ки так, чтобы их разные катеты образовали одну сторону четырехугольника. В результате получается большой квадрат со стороной a + b. Квадратом он является по определению, ведь все его стороны одинаковы, а углы – прямые.
Изучим центральную фигуру, чью площадь мы обозначили как S2. Это четырехуг-к, причем все его стороны равны с, то есть длине гипотенузы треугольника. С другой стороны, каждый его угол можно найти, вычтя из 180° величины α и 90° – α:
Получается, что всего его углы прямые, то есть он является квадратом. Найдем его площадь:
Вернемся к большому квадрату. С одной стороны, его площадь можно записать как сумму площадей фигур, его составляющих:
Cдругой стороны, эту же площадь можно найти, просто возведя в квадрат его сторону:
Получили формулу, в которой и заключен смысл теоремы Пифагора:
Изучим несколько простейших примеров использования теоремы Пифагора.
Задание. Длины катетов прямоугольного треугольника составляют 5 и 12. Определите длину гипотенузы.
Решение. Запишем теорему Пифагора:
Задание. Длина катета треугольника составляет 3, а гипотенузы – 5. Какова длина другого катета?
Решение: На это раз нам известен один из катетов а = 3 и гипотенуза с = 5. Подставим в теорему Пифагора эти числа:
Теорема Пифагора имеет огромное значение для геометрии и смежных дисциплин. Приведенное здесь ее доказательство является одним из простейших, но отнюдь не единственным. Сегодня человечеству известно 367 различных доказательств теоремы Пифагора, что лишь показывает ее огромную значимость.
На самом деле Пифагор, известный древнегреческий математик, не был первым, кто обнаружил это равенство. Пифагор родился примерно в 570 г. до н. э., однако ещё египтяне знали про прямоугольный треуг-к со сторонами 3, 4 и 5. Поэтому его часто именуют египетским треугольником.
Также вычислять стороны прямоугольного треуг-ка умели и в Вавилоне уже за 1000 лет до рождения Пифагора. Вероятно, Пифагор узнал о формуле от вавилонян, а сам лишь вывел ее доказательство (вавилоняне не утруждали себя необходимостью доказывать теоремы геометрии). Утверждается, что Пифагор принес сделал жертвоприношение в размере 100 быков после того, как смог доказать теорему.
Задание. Вычислите гипотенузу равнобедренного прямоугольного треуг-ка, чьи катеты имеют единичную длину.
Решение. В теорему Пифагора вместо букв a и b подставим единицу:
Обратите внимание, что в данной задаче в качестве длины гипотенузы прямоугольного треугольника получилось иррациональное число. Исторически именно при решении подобной задачи люди (это были ученики Пифагора) впервые столкнулись с иррациональными числами
Перед дальнейшим изучением темы есть смысл вспомнить основные правила вычислений с квадратными корнями.
Задание. На рисунке построен произвольный квадрат. Предложите способ, как построить квадрат с вдвое большей площадью.
Решение. Проведем в исходном квадрате диагональ. Далее построим новый квадрат со стороной, равной этой гипотенузе:
Докажем, что получившийся квадрат (его стороны отмечены синим цветом) вдвое больше исходного квадрата. Пусть сторона изначального квадрата равна х.Тогда его площадь составляет х2. Диагональ разбивает квадрат на два прямоугольных треуг-ка, в которых она является гипотенузой.
Запишем для одного из них теорему Пифагора:
Но площадь квадрата равна его стороне, возведенной во вторую степень, поэтому величина с2– это площадь большого (на рисунке – синего)квадрата, а х2 – площадь маленького:
Подставим эти выражения в формулу, выведенную из теоремы Пифагора, и получим, что площадь большего квадрата ровно вдвое больше:
Задание. Найдите площадь равнобедренного прямоугольного треуг-ка, гипотенуза которого имеет длину 10.
Решение. Обозначим катеты переменной х, тогда теорема Пифагора будет выглядеть как уравнение:
Задание. Один из острых углов прямоугольного треугольника составляет 30°, а его гипотенуза равна 10. Найдите оба катета.
Решение. Мы знаем, что в прямоугольном треуг-ке с острым углом 30° гипотенуза вдвое длиннее меньшего катета (он как раз лежит против угла 30°), мы можем найти этот катет:
10:2 = 5
Другой катет находим с помощью теоремы Пифагора:
Изобретение является шуткой от Пифагора
Непонятно, для каких целей создал эту чашу Пифагор. Смотря на устройство этого кубка, можно предположить, что древнегреческий мыслитель таким образом просто решил повеселиться, сделав такой себе инструмент для античного «пранка». По некоторым утверждениям, Пифагор создал чашу для рабов на Самосе, ведь там было мало воды, и ее в принципе невозможно было заполнить до краёв.
Однако куда вероятнее предположение, что скрытый механизм чаши Пифагора имел более практичную цель. Например, таким образом можно было предотвратить злоупотребление алкоголем. Человек заполнял кубок спиртным до краёв, а оно просто выливалось оттуда, так что приходилось знать меру в потреблении горячительных напитков. Еще эта ёмкость может служить прекрасным инструментом для определения характера человека: она покажет, кто знает меру и не требует многого, а кто отличается желанием получить всё и сразу.
Чаша изготовлена предположительно в шестом столетии до нашей эры, ведь именно тогда жил великий древнегреческий математик Пифагор. Сегодня Пифагорову чашу можно купить в Греции разве что в качестве сувенира, чтобы потом «подкалывать» друзей или знакомых. Какого-то практического применения она не имеет.
Всё-таки Пифагор был еще тем «проказником», раз додумался до такого изобретения. Ну а что, не все время же заниматься раскрытием сложных математических и геометрических теорем и философскими размышлениями. Всегда должно находиться место для творчества себе на потеху, даже если являешься великим изобретателем и просто гением.
Что говорил Пифагор о душе человека
Указывая на небо, Пифагор говорил своим эзотерикам, что вечная душа зарождается в дальних высотах, на небесах.
Оттуда, с высот, она спускается на землю, ищет подходящее тело человека или животного и вселяется в него. После смерти начинается переселение души от умершего человека к вновь рожденному.
Для наглядности он чертил на песке схемы и числа и почти всегда добавлял свое любимое — 207. Почему? Он утверждал, что хорошо помнит тех людей, в которых жила его душа последние 207 лет…
Он якобы помнил, как жил 207 лет назад, помнил, как в него вошла чужая душа.
Обращаясь к ученикам, Пифагор утверждал, что главная задача математики состоит в том, чтобы не только найти божественный смысл каждого числа, но и его суть, так как число определяет сущность каждой души.
Поэтому каждому человеку надо найти свое число, которое обеспечит бессмертие души. Кто найдет, тот обрыщет.
Взаимосвязь человека и космоса
Пифагор был убежден, что человек и космос связаны. Он представлял картину мира следующим образом: Вселенная похожа на гармоничный шар и состоит из десяти небесных сфер — это неподвижные звезды, затем идут планеты — Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна, Земля, а также невидимая Противоземля.
Солнце, по его представлениям, не было центром Вселенной, где-то в ее глубинах горел другой, невидимый с Земли, огонь, который он называл Стражем бога Зевса.
Вот вокруг него и вращаются все десять небесных сфер, включая Землю.
В этот круговорот включена и бессмертная душа, откуда, напитавшись космическими знаниями и порядком, она сходит на Землю, где приобретает новый опыт, обогащается новыми знаниями.
Ее конечная точка — возврат на небеса. Так душа становится вечной, неумираемой.
Последователи Пифагора, сторонники его учения, среди которых были и представители знати, желали изменить многие законы в Кротоне.
Они мечтали сделать людей более просвещенными, хотели нести в народ знания, надеясь таким образом преобразовать жизнь, сделать ее более благоразумной.
Но борьба между местными олигархами, которые противились всяким изменениям, и пифагорейцами, число которых насчитывало чуть более 300 человек, закончилась полным поражением последних.
Олигархи Кротона не собирались отдавать власть. Они подключили необразованное недовольное философом население и перешли в наступление.
Школа пифагорейцев была разгромлена. Многие ученики погибли. Существует версия, что тогда же погиб и Пифагор. Но некоторые античные авторы утверждают, что ему удалось скрыться.
Зачинатели греческой философии: Пифагор и Фалес. Художник Э. Лебидцки
Нравоучения Пифагора
В III в. до н. э. в рукописном виде появились некоторые нравоучения Пифагора, его предсказания и пожелания, которые назывались Священное слово.
Позднее их частично переложили на стихи, которые назвали Золотые стихи. Вот фрагмент из этих стихов-предсказаний в переводе И. Петер:
Ты же будь твердым: божественный род присутствует в смертных,
Им. возвещая, священная все открывает природа
Если не чуждо это тебе, ты наказы исполнишь,
Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь
Яства, сказал я, оставь те, что я указал в очищеньях,
И руководствуйся подлинным знанием — лучшим возничим.
Если ты, тело покинув, в свободный эфир вознесешься,
Станешь нетленным, и вечным, и смерти не знающим богом.
Пифагор прожил примерно 40 лет (по другим сведениям — 56 и даже 90). Но и 40 лет — возраст вполне достойный для того далекого времени.
В памяти людей этот ученейший муж, философ, основатель учения о переселении душ остался известен также как математик, определявший геометрические закономерности окружавшего его мира, содействовавший развитию математических, астрономических и географических знаний.
Учение Пифагора о волшебных числах, с помощью которых можно познать и измерить мир, позволило в дальнейшем определить движение светил на небосводе, создать календарь, измерить расстояния и прочие земные величины.
Его начальная геометрия позволила активно развиваться строительству, архитектуре и даже музыке.
Его теория переселения бессмертных душ оказала большое влияние на эзотерическое учение в иудаизме — Каббалы, которое появилось позднее, спустя столетия, в XII в. и получило большое распространение в XVI в.
Математика и музыка. Рисунок 1492 г.
2.3. Изготовление чаши (сифона) в домашних условиях
Можно ли в домашних условиях сделать чашу?
Для работы нужны:
-
маленький пластиковый стакан;
-
сосуд с водой;
-
изогнутая трубочка для коктейля;
-
ножницы;
-
кусочек пластилина;
-
вспомогательные емкости для воды.
Время работы 10 минут.
(Приложение 1)
1. В дне стаканчика ножницами я сделал маленькое
отверстие, в которое с усилием вставляем соломинку. Загерметизируем
пластилином. Изогнутый конец соломинки должен почти касаться дна
(на рисунке это неточно отражено), но не должен упираться в дно или
стенку.
2. Начинаю наливать в стакан воду из сосуда с
водой. Делаю это над вспомогательной ёмкостью.
3. Довольно долго ничего не происходит.
4. Но как только вода покрывает изогнутое колено
соломинки полностью, из нее начинает активно вытекать жидкость… и
вытекает практически полностью.
Именно такая конструкция называется сифоном.
В практической части показали, как просто
собрать такое устройство.