Пространство доверия
— Все просто: бар — это точка доверия. Люди приходят в бары поговорить по душам, начистоту рассказывают друг другу, о чем они думают. В обществе тотальный дефицит доверия: институты развития не верят бизнесу, бизнес не верит государству, государство не верит обществу, общество скептически относится ко всему. Бары в этом смысле в несколько лучшем положении.
Вторая составляющая Science Bar Hopping — ученые, которые читают лекции. К ним доверие как раз есть, потому что то, что говорит ученый, легко проверить. И люди готовы идти к ним и спрашивать: «Слушайте, а как так получается? А это как устроено?», и доверяют их ответам.
Мы сводим вместе два элемента: оптимальное место для диалога и идеальных собеседников. У нас были случаи, когда к биологам приходили химики и начинали очень сильно «долбить» их вопросами. Для такого формата нужен не дом культуры, не актовый зал в университете, а городское пространство, располагающее к горизонтальным коммуникациям.
— Думаю, справедливо сказать, что в научпопе всего три типа коммуникации (и все они были представлены на нашем фестивале). Во-первых, это классическая лекция, когда лидер в каком-то направлении раскрывает знакомую ему тему. Например, лекция профессора, доктора наук Ивана Иорша «Квантовая запутанность в 2019-м» со сложной научной фактурой.
Второй тип — инфотейнмент, микс из информации и развлечения, всяческие фестивальные форматы, вплоть до химических фокусов с жидким азотом. Эту нишу у нас занимают лекции на более общедоступные темы — например, об истории алхимии.
Третий тип — научный диалог. Это когда ученый рассказывает о том, что он делает, а примерно равные ему оппоненты задают вопросы и обсуждают.
— Выступают, как правило, аспиранты и кандидаты наук. Это не Нобелевские лауреаты, не академики, но и не начинающие. Они рассказывают о том, что реально делают — мы считаем, что чтобы о чем-то содержательно рассказывать, ученый должен лет пять отработать в лабораториях, поработать над научными статьями, поездить по конференциям.
Пару раз выступали магистры, но это были очень талантливые ребята
Здесь важно, чтобы ученый был включен в исследование, мог сказать: «Я это делаю»
Когда пройдёт ближайшая тусовка No Name Poets и кто там будет
18 сентября в 16:00 состоится старт нового сезона No Name Poets в Delicatessen, который множество раз попадал в список 50 лучших баров мира (The World’s 50 Best Bars). Кроме того, тусовка станет коллаборационным проектом с творческим объединением Mad Inside и войдёт в официальную программу фестиваля бар-хоппинга Tour de Bar.
В программе мероприятия участвуют современные поэты и специальные гости. Их имена редко разглашаются до начала самой вечеринки. В этот вечер придут лидеры поэтических объединений РФ и представители шоу-бизнеса.
Грядущее событие 18 сентября посетит современный поэт Константин Патов, который уже побывал с концертами в пятнадцати городах России, а также успел выступить на разных столичных площадках с такими известными российскими писателями, как Дмитрий Воденников, Всеволод Емелин и Ваня Пинженин.
Вечеринку посетит и секретный гость из Израиля, имя которого пока держится в тайне.
Что это за вечеринки и в чём их фишка
No Name Poets — это поэтические тусовки в закрытых барах Москвы, на которых рассказывают про современную поэзию и знакомят зрителя с произведениями. За организацию ответственны фотограф, креатор, владелец издания Drinking Culture Magazine и телеграм-канала о барах Lubarsky Guide Олег Любарский и поэт и продюсер Арсений Аронберг. Каждый раз на вечеринку приходят специальные гости, чьи имена не разглашаются до начала ивента.
Олег Любарский и Арсений Аронберг
Философия вечеринок — не только рассказать гостям больше о современной поэзии, но и дать попробовать её на вкус. К каждому мероприятию готовят специальную коктейльную карту по особым рецептам от именитых российских барменов. Коктейли называют именами поэтов, выступающих на вечере. Каждый гость вечера может найти своего автора и свой коктейль.
«В Москве есть множество поэтических объединений, которые готовят перфомансы, тематические концерты, поэтические вечера. И не всегда такие мероприятия дают право выбрать зрителю своего автора, — рассказали организаторы. — Мы хотим показать нашим гостям, что поэзия может быть актуальный и интересной. И стихи могут подаваться в разных формах».
Популяризация науки как инвестиция
— Мы создали наноцентры, которые выращивают стартапы, финансируем создание новых технологий, растим эти проекты до масштабов, когда в них может инвестировать уже наше АО Роснано. Но этого мало: чтобы с новым оборудованием умели работать, нужны образовательные программы, сертификация и стандартизация, работа с рынком (мало кто любит быть первым покупателем инноваций) — и популяризация.
Системно мы начали заниматься популяризацией четыре года назад. Не все получилось сразу: сначала мы запустили программу «Мастерские инноваций» в классическом формате, когда выводишь великого лектора на трибуну и он что-то с нее вещает. Формат не сработал и показал себя как совсем не актуальный. Потребность города сегодня не в том, чтобы услышать светоча, а в том, чтобы поговорить о волнующем на доверительном уровне.
Тогда мы решили подойти к популяризации науки как к бизнесу — поддерживать локальные команды энтузиастов финансово, помогать им продвигать науку и зарабатывать.
Наши «корыстные» цели — чтобы люди позитивно воспринимали технологии, в том числе нанотехнологии. Сейчас многие их воспринимают в контексте личного восприятия Чубайса, в результате ставится под вопрос рациональность и разумность нанотехнологий вообще (хотя если смотреть на историю развития материалов, то это очень естественный этап). Когда общество не может принять и без истерики обсуждать важную тему, оно оказывается в тупике и не развивается. Поэтому нужно снимать тревожность и объяснять, что такое современные технологии и как они работают. Кстати, к Чубайсу у образованной молодежи ровно противоположное отношение, чем у предыдущего поколения: минус меняется на плюс.
Чтобы создавать что-то новое, нужен способный инженер. Он вырастает из талантливого аспиранта, аспирант — из студента, студент — из школьника. Чтобы пройти по этой цепочке, нужно 15 лет.
— У нас другая задача — мы создаем систему, которая самоокупается. Наша миссия в том, чтобы сделать формат, который мы считаем правильным и нужным, жизнеспособным. Это не так сложно — мы не платим барам за предоставление площадки, не платим спикерам; наши затраты — анонсы, промоушен, организационные затраты. А дальше такие фестивали науки будут проводить наши партнеры, которые научатся зарабатывать на них деньги.
Александр Палаев для Science Bar Hopping
Свои люди
— НИУ ВШЭ недавно делали исследование о посетителях похожего проекта Science Slam — это научные батлы ученых на сцене бара или ночного клуба. В основном портрет выглядит так: средний возраст — 28 лет, с высшим и дополнительным образованием, материально обеспеченные, предположительно относящиеся к среднему классу. Доминирующее направление интересов — естественные и технические науки, личное развитие, иностранные языки. Мы считаем, что аудитория Science Bar Hopping довольно близка, но моложе. Основная мотивация ходить на наши мероприятия — личностный рост и образование, на втором месте — интеллектуальный досуг, на третьем — нетворкинг.
Город сильно сегментирован, как в нем искать человека, с которым ты думаешь более-менее одинаково? Ты можешь ездить с ним в метро, сидеть на соседних рядах в аудитории, но ты его не знаешь. А здесь как бы все свои. В баре вполне нормально подойти и спросить: «Ты откуда? Чем занимаешься? Как ты сюда попал?» — в этом нет ничего неприличного. Таким образом ты расширяешь свой круг знакомств, расширяешь свою жизнь.
Из результатов опросов мы видим некую комплементарность посетителей и тем: например, на лекцию по биологии идет математик, на выступление про биохакинг — айтишник. У человека может быть какая-то гипотеза, а здесь он сможет свободно задать вопрос и обсудить ее.
— Во-первых, нам важно, чтобы ученые остались в науке и инновациях. Сейчас идет матч «Спартак — Зенит» (разговор проходил 1 декабря. — Прим
T&P) — об этом говорят все первые полосы. О том, что происходят какие-то научные события, вообще никто не пишет. Мы удивляемся: «Где же российские инновации, где же российские инженеры?» Если мы сами не готовы качественно обсуждать науку — значит, для нее нет полноценной среды. Значит, нужно выращивать тех, кто способен к такому обсуждению. Примерно этим мы и занимаемся.
Нам очень важно создать положительное общественное мнение об инженерах, исследователях, тех, кто занимается нанотехнологиями. Это инструмент поддержки: когда молодой кандидат наук или аспирант видит, что общество признает его заслуги и труд, он останется в том направлении, где учился — неважно, наука это, инновации или производство
Мы знаем, что молодым ученым не хватает общественного признания и возможностей для самореализации, и стараемся им это дать.
Во-вторых, мы хотим повысить уровень понимания технических проблем, чтобы между учеными и образованным обществом не было смысловых разрывов. Чтобы как можно больше людей могли обсуждать инновационные и технологические проекты содержательно, а не на уровне «украли — не украли». Ну и у нас много тем, связанных с нано — на этом фестивале их было шесть
Для нас важно, чтобы обсуждалась тематика, с которой, с нашей точки зрения, связано будущее. Вот три причины, почему мы это делаем
Ксения Сытина для Science Bar Hopping
О планах
— Мы считаем, что подобные форматы точно будут востребованными. Интересоваться инновациями сегодня — естественно. Люди хотят получать все больше новостей напрямую, и доверие к выступающему с лекцией ученому будет выше, чем к любому медиа. Формат общения с учеными на городских площадках точно будет расширяться.
— Город должен быть готов — бары, инфраструктура, люди. Десять лет назад что-то подобное было невозможно провести и в Москве, но сейчас мы видим готовность горожан слушать сложные темы — регистрации на лекции закрываются за пару дней после анонса. Мы видим, что это интересно барам, они готовы сотрудничать с нами как площадки.
Как проходили прошлые вечеринки
«Мы хотим, чтобы No Name Poets стал праздником. Мы рады всем и всегда. У нас нет чёткого разделения на сцену и зрительный зал. Зрители, выступающие и приглашённые артисты сидят рядом. В некоторых заведениях поэты выступают прямо из-за барной стойки. Формат выступлений ограничивает автора только во времени — 10 минут», — рассказали основатели проекта.
Александр Уткин
За четыре мероприятия до пандемии и четыре после, No Name Poets посетили поэт Александр Уткин, экс-солистка группы «Ленинград» Алиса Вокс, певица Диана Завидова, певец Олег Терновой, рэпер Натан и многие другие известные культурные деятели.
«Лично нас удивило, когда на одном из вечеров No Name Poets зрители начали читать всем баром стихотворение поэта вместе с ним», — вспомнили организаторы.
Натан