Буйство во хмелю
Уильям Хогарт. Полночные посиделки в современном духе (фрагмент). Ок. 1732. Йельский центр британского искусства
Чем ближе к нашей эпохе — тем шире ассортимент и крепче напитки. И тем больше вреда они приносят, особенно беднякам, которые получили легкое средство глушить боль и забывать о проблемах. Все чаще бичуют порок в своих произведениях литераторы, в том числе беллетристы — взять хоть Дефо, хоть Диккенса. Угрожающих масштабов проблема достигает в Англии, где вследствие роста производства джина наступил так называемый период джиномании (gin madness), длившийся с 1720-х по 1750-е годы.
Он сказал «Поехали!»
Когда созрел первый винтаж обновленного Château La Grace Dieu des Prieurs (2014), погреб-ракета был уже готов. В нем поселился психоделический Гагарин – репродукция красочной картины Анатолия Ганкевича, причудливо отраженная в сияющих цилиндрах, расставленных по кругу. Это цех ферментации. Размер и количество чанов соответствует площади виноградника – около 9 га. Расширения не предвидится.
Уровнем ниже – баррикайя с контролем температуры и влажности, рассчитанная на выдержку трех винтажей: два зреют в бочках, третий доходит в бутылках. Замок производит только одно вино. В погребе только один тип бочек, что вообще не характерно для Бордо, где принято пользоваться услугами десятка бондарен. Это Radoux Blend, бочки с самой мелкопористой древесиной, обеспечивающие очень плавное развитие вина.
«Я просто хочу сделать лучшее вино в мире. Стоит ли желать меньшего? Наши виноградники соседствуют с виноградниками Château Cheval Blanc. Достаточно реализовать имеющийся потенциал».
Реализует потенциал Луи Митжавиль, энолог-консультант, сын Франсуа Митжавиля, наследник культового сентэмильонского Château Tertre Roteboeuf. Философия Митжавилей уникальна для Бордо, где по умолчанию считается, что в великом вине структурные элементы важнее эфемерных и вечно меняющихся ароматов. Глубина винтажей Tertre Roteboeuf, уходящая к началу 1980-х, доказывает, что иной тип бордо, где баланс выстроен на ягодной концентрации и бесшовной текстуре тоже способен к длительному развитию. Если танины спелые и гладкие, вино воспринимается как более свежее, даже если у него не супервысокая кислотность, считает Митжавиль. По его мнению, потенциал развития таких вин ничуть не меньше, чем у классики.
Как проверить вино на натуральность в домашних условиях
Проверить вино в магазине практически не возможно, производители стараются писать состав мелким шрифтом, писать что-то непонятное для потребителей. Поэтому выбрать марку вина, можно или по отзывам знакомых или написанных в интернете. Сделав выбор в пользу какого то определенного сорта вина, не факт, что купите натуральное. Проверить на натуральные компоненты можно дома:
-
Проверяем в воде. Настоящее вино состоит из винограда, а виноград легче воды и даже в виде сока не тонет. Возьмите прозрачный сосуд, налейте чуточку проверяемого вина. В большую тару (больше сосуда с вином) налейте простой воды. Заткните рукой сосуд с вином и опустите в воду, погрузив сосуд почти до дна. На дне переворачиваем сосуд, так чтобы дно сосуда оказалось к верху и убираем руку. Натуральное вино переместиться к верху сосуда и не перемешается с водой. Поддельное, изготовленное с применением искусственных ингредиентов, порошков начнет опускаться ко дну большего сосуда и смешиваться с водой.
Если нет сосудов для проверки, налейте в стакан простой воды и столовой ложкой слегка наливайте в него проверяемое вино. Натуральное будет всплывать и держаться у поверхности воды. Вино из порошка раствориться и окрасит всю воду равномерно.По нашему мнению, тест водой с перевернутым сосудом не точен. Плотность разных сортов вина — разная. У сухого более маленькая и оно должно всплывать, вина с большим содержанием сахара — тяжелее воды и будет стремиться ко дну.
Более правильный способ проверки водой предлагаю посмотреть в видео ролике. Опускают по очереди настоящее вино и порошковое в кастрюлю с водой не переворачивая рюмку. Вино изготовленное из натуральных продуктов так и осталось в рюмке, лишь слегка подкрасив воду в кастрюле. Порошковое полностью обесцветилось и раскрасило всю воду в кастрюле.
-
Как проверить вино содой. В состав натурального вина входит фруктовый крахмал и при взаимодействии с содой вступает в химическую реакцию и меняет цвет. В поддельном вине при смешивании с содой ничего не произойдет, цвет не изменится. Натуральное вино приобретет более бурый окрас, слегка потемнеет. Для проверки налейте грамм 20 вина в бокал и насыпьте шепотку соды.
- Проверка глицерином. Налейте грамм 20 вина и капните в него каплю или две глицерина. В поддельном вине глицерин вступит в химическую реакцию и изменит цвет жидкости (желтый, ярко-красный). В настоящем вине, капли глицерина дойдут медленно до дна, не изменив цвет в стакане.
Коллекция 2015
«Я хочу, чтобы, выпив вино, люди не выбрасывали бутылку
Даже пустая она привлечет внимание». Форма у этой бутылки не бордоская, какая-то коренастая, широкая, слегка расходящаяся в плечах
Филатов хотел отличаться даже в этом – и в разнокалиберной коллекции антикварных бутылок Бордо нашел то, что искал – бутылку, на которой лучше видна этикетка.
Помимо грандиозного портрета российского общества накануне революции 1905 года работы Репина и безмятежной солнечной пасторали братьев Ткачёвых, в коллекции Art Russe 2015 ещё десять шедевров русской живописи.
Хронологически первый – «Бал-маскарад в Париже» Константина Коровина, находившегося под большим влиянием французских импрессионистов. Это не просто реверанс в сторону французской живописи, но и напоминание о том, что многие русские художники в советское время работали за пределами России.
Самым вирусным зарядом для соцсетей обладает, пожалуй, «Серп и молот» Гелия Коржева. Этот сюжет художник повторял множество раз, в том числе в постсоветский период, то ли возвращая символы советской эпохи в обыденный предметный ряд, то ли, наоборот, подчёркивая могучую силу образа.
Снова на этикетке Рерих с христианскими мотивами – «И мы продолжаем лов» (1922), – поднимающийся над рождением и гибелью империй к более важным вопросам.
В этом же ряду «Партизанская баллада» (1969) Мая Данцига по мотивам рубенсовского «Отцелюбия римлянки» (ок. 1612), которая обыгрывает древнейший сюжет. На одной из уцелевших фресок Помпей изображена девушка, кормящая грудью старика. На опальной картине Данцига, ни разу не выставлявшейся в советское время, «белорусская земля вскармливает партизан».
«Богоматерь» (1912) Петрова-Водкина кротко простирает ладони над ужасами этого мира. Это бутылка-оберег. Даже если она опустеет, рука не поднимется отправить ее в мусорку. «Дорога к храму» (2005) Петра Оссовского, умершего в 2015-м на 91 году жизни в пору верезона в Сент-Эмильоне, тоже надолго задержится в сервантах.
В коллекции 2015 года есть и советский мейнстрим. Например, «Колхозный базар» (1937) Федота Сычкова, которому дела нет до мясорубки репрессий, потому что ему интереснее малиновые и жёлтые пятна вечера и сцена невинного сельского флирта.
Или «Письмо с фронта» (1947) Александра Лактионова – картина, вызвавшая бурю восторга у публики и получившая одобрение вождя народов.
Есть в этом ряду и «Натюрморт с пионами» (1931) обласканного властью Герасимова, ведущего художника соцреализма, воспитавшего несколько поколений советских художников, четырежды лауреата Сталинской премии. Это не пионы, а границы дозволенного. И на контрасте – «суровый стиль» Виктора Попкова, «Отражение в окне. Автопортрет» (1963). Синяя ночь, стремление к свежему воздуху и птицей в клетке душа.
Завершает коллекцию Art Russe 2015 «Тревога» (1980) Мая Данцига, выдающегося белорусского художника, ушедшего на 87-м году жизни, когда винтаж 2015 завершал выдержку в бочках. На картине спешно покинутая «Ленинская комната», проигранная партия в шахматы, невозмутимый бюст вождя, недописанное письмо, разворошенная сквозняком газета «Правда».
1/4
Рейнская винная бутылка
Характерную высокую (31-35 см) и узкую (7,5-8 см в диаметре) винную бутылку с очень пологими «плечами» иногда называют «флейтовой» из-за ее изящной формы. Узнаваемый профиль рейнской бутылки появился в Германии в 1820-1830-е годы, хотя до середины XIX века они были чуть ниже и шире, чем сейчас. Многие ранние образцы рейнских бутылок были не выдуты, а отлиты, и имели характерный шов.
В течение всего XIX века «флейта» использовалась как для белых, так и для красных рейнских и мозельских вин; сейчас же для красного «рейна» принято использовать более привычную нам бургундскую форму.
В англоязычном мире за рейнской бутылкой и её содержимым закрепилось название «хок» (hock). По-видимому, это просторечное сокращение от города Хоххайм (Hochheim) — крупного центра виноделия и виноторговли, расположенного на слиянии рек Рейн и Майн. Вина с терруарным обозначением Hochheim первыми из немецких бутилированных вин попали на британский рынок, обогатив английский язык новым словом.
Рейнские бутылки разных размеров 1890-1920 гг.
Рейнский тип производился и производится в самой разной цветовой гамме, но чаще всего из зеленого или янтарного стекла. Впрочем, голубые рейнские бутылки выглядят подозрительно — скорее всего, внутри будет что-то невысокого качества и с изрядным содержанием сахара. А янтарная бутылка выглядит, конечно, празднично, — это торжественная эстетика музыки Вагнера, «Золота Рейна» и «Кольца нибелунгов».
Сейчас рейнская бутылка ассоциируется у нас с белыми винами из Германии, ставшего французским Эльзаса и ныне итальянского Южного Тироля. В первую очередь — с готическими рислингами и роскошно-ароматными гевюрцтраминерами. Для этих же сортов рейнский формат чаще всего используют и в новом свете. Frankland Estate, выдающийся австралийский производитель, льет такую бутылку бленд из вионье (5%) и шираза (95%) для линейки Rocky Gully. В России изящные рейнские бутылки использует для своих некоторых белых вин, например, «Лефкадия».
Дмитрий Щукин. Обладатель Вермеера, Брейгеля и Рембрандта
Дмитрия искусствоведы называют «тихим братом» Щукиных. Он увлекался старым европейским искусством, в основном северным, и совершенно не нуждался в публичности. Дмитрий Васильевич просто собирал картины старых мастеров. Например, в его коллекции были работы Вермеера, Брейгеля и раннего Рембрандта. Правда, считается, что больших шедевров в его собрании нет, зато там нет и подделок.
«Портрет Дмитрия Щукина». (Wikimedia Commons)
Ещё при жизни он стал делиться своей коллекцией, и свою меценатскую деятельность начал с того, что передал 32 картины Румянцевскому музею. После революции 1917 года его коллекция стала достоянием широкой общественности, а его, её владельца в 1920 году назначили… младшим помощником хранителя Музея старой западной живописи, который открылся в его доме в Староконюшенном переулке. Умер Дмитрий Щукин в Москве в 1932 году в полном одиночестве. Его могила не сохранилась.
Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга
Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.
В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.
Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.
Бургундская или ронская винная бутылка
«Бургундия» — второй по популярности тип современной винной бутылки. Менее высокая (27-31,5 см), более широкая (8-9 см), она отличается от бордосской более массивным основанием и изящными, пологими «плечами». Если бордосская бутылка, кроме берегов Жиронды, во Франции используется только в Провансе (хотя это, конечно, на усмотрение производителя — исключений много), то изящная форма «бургундии» привычна и в долине Луары, и по течению Роны. «Ронская» версия может быть чуть более высокой, с немного более массивным горлышком.
У нас существенно меньше примеров старых бургундских винных бутылок, чем образцов из Бордо — пино-нуары и шардоне не хранят столько, сколько бордосские бленды удачных винтажей или сотерны, потенциально живущие столетиями. Бургундские бутылки, по видимому, принадлежащие к началу XIX века, отличаются от современных более широким, массивным основанием и большим объемом пунта.
На бутылках этого типа из долины Луары можно увидеть тиснение в виде королевской лилии, а из Шатонёф-дю-Пап — папской тиары и ключей апостола Петра от рая. Сепажные шардоне и пино-нуары со всего мира почти всегда разливаются в бутылки бургундского типа.
Шампанская бутылка является, по сути, усиленным для сопротивления высокому давлению вариантом «бургундии». Как минимум, в начале XIX века сосуды для шампанского были уже вполне узнаваемой формы, но чуть ниже тех, к которым мы привыкли — подобно современной бутылке от Ruinart.
Винная бутылка фьяско
Fiasco здесь — это искаженное среднелатинское flasco, «бутылка». Фразеологизм «fare fiasco» (дословно — «сделать бутылку») означает «потерпеть крах», отсюда и известное нам значение слова «фиаско». Фьяско как сосуд для вина упоминается еще в «Декамероне» Бокаччо (около 1350 года), — правда, мы не знаем, идет ли речь о стекле или о керамике. На фресках Томмазо да Модены (XIV в.) можно видеть полностью оплетенные бутылки фьяско, выглядящие вполне по-современному, хотя из-за оплетки снова непонятен материал бутылки. А вот на одной из фресок Доменико Гирландайо (1485-1490 гг.) и на картине Караваджо «Отдых на пути в Египет» (1597 г.) оплетенные шарообразные бутылки выглядят почти идентично сегодняшним. Хорошо видно, что они сделаны из прозрачного стекла.
Слева: фреско Гирландайо в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта Мария Новелла. Справа: фрагмент картины Караваджо «Отдых по пути в Египет»
К XV веку относятся первые законодательно закрепленные объемы бутылок. Они были довольно внушительными: «кварто» составляла 5,7 л, «меццо кварто» — 2,28 л, «метаделла» — 1,4 л. Объем около полутора литров оставался, кажется, самым популярным в Италии до начала XX века. Такие «двойные» бутылки широко используется там и сейчас.
Известно, что декрет 1574 года вносил коррективы по поводу объемов винных сосудов; соответствие объема стандарту подтверждалось свинцовой печатью на оплетке бутылки. Однако, это привело к мошенничеству, связанному с повторным использованием «сертифицированного» плетения. Ими скрывали тару в действительности меньшего размера. По административной норме 1621 года расплавленным свинцом полагалось запечатывать само горлышко бутылки. Предположительно в то же время возник и современный дизайн плетеных корзин, не закрывавших «плечи» бутыли.
Бутылки фьяско 1920-1930 гг.
C 1965 года в оплетенные бутылки можно разливать только вина, контролируемые по происхождению, — то есть категории DOC и DOCG. Очевидно, цель была в том, чтобы поднять престиж традиционного сосуда. Однако, в реальности в такие бутылки стали разливать базовое кьянти — дешевое, но имеющее статус DOCG. В англоязычном мире за бутылкой фьяско закрепилось дилетантское обозначение «бутылка кьянти».
Увы, для качественных рейтинговых вин итальянские производители по-прежнему предпочитают использовать бордосские бутылки. В Италии их называют «бордолезе».
Винтажи
В продаже и сегодня можно найти вина La Grace Dieu des Prieurs прежней эпохи, они как раз начали сглаживаться. Это добротный, аскетичный олдскул. Первый винтаж Митжавиля – 2014, здесь уже работает новая концепция зрелости, но еще не трансформирован сам виноградник, к тому же год был в меру прохладным и дождливым, вина получились изящными, ароматичными, но без той полноты и бархата, к которым стремится замок. На этикетках 2014-го больше узнаваемой классики XIX века, чем малоизвестных авторов советской поры. Пристрелка шла через Васнецова, Репина, Рериха, Врубеля, Серова.
Первым концептуальным урожаем обновленного шато стал 2015-й, выдающийся год в Бордо, равновеликий 2010-му и 2009- му. Взрывная ягодность, чарующие пряности, сочная, струистая, бархатная плоть. Среди этикеток этого винтажа столпы советской живописи, мастодонты, пережившие Вторую мировую, распад Союза, лихие 90-е, тучные нулевые и они еще живы и продолжают творить. Братья Ткачёвы, у которых солнца и хрустального воздуха столько, сколько никогда не случалось в Бордо, вошли в коллекцию 2015 работой «Утро» 1965-го года. Сергею Ткачёву 97 лет, Алексею Ткачёву 94.
2016-й, еще один выдающийся винтаж Бордо, бутилирован, дозревает в космической капсуле. 2017-й, год столетия русской революции, не дал урожая. Язык морозного воздуха зашел на виноградник La Grace Dieu des Prieurs аккурат после цветения и не оставил ни одной ягоды. Весь сезон лоза стояла пустая. 2018-й и 2019-й еще в барриках Radoux Blend.
Английская винная бутылка
Хотя в XVIII веке в Лондоне появилась мода на сверхдорогой «новый французский кларет», то есть бордо топовых хозяйств, подавляющее большинство потребляемого в англоговорящем мире вина привозили из Португалии и Испании и бутилировали уже в метрополии. Дамы после обеда пили херес, джентльмены — преимущественно портвейн.
Пили они его, заметим, каждый день и много. Очень много.
Ричард Холтон в своей прекрасной монографии об истории дуэли, ссылаясь на множество источников, пишет о ежедневном пьянстве как о неотъемлемой черте образа жизни британского джентльмена XVIII — середины XIX века. Пить начинали во время позднего обеда и продолжали, часто, до раннего утра.
В английский язык тогда вошло выражение «a three-bottle man», или «человек трех бутылок», — такая героическая характеристика давалась джентльмену, способному осилить три бутылки портвейна, не вставая из-за стола. Помимо других выдающихся современников, членство в этом клубе заслужил, например, Уилльям Питт Младший, ставший в свои 24 года самым молодым премьер-министром Британской империи.
Это была эпоха, когда потребление портвейна рассматривалось как род военной доблести. Застолье символически ассоциировалось с битвой: клубы, где джентльмены пили, часто брали себе названия, звучащие как названия полков, — вроде Crochallan Fencibles, известного нам в связи с личностью Роберта Бёрнса. Председатель этого общества, объединенного общим и совершенно искренним хобби его участников, назывался «полковником клуба». Чтобы проникнуться духом Марса и «объявить победу во славу Веселых Богов», нужно было уничтожить никак не менее трех бутылок портвейна. Эта маскулинность, в которой джентльмену следовало упражняться как в армии, так и дома, стала причиной множества конфликтов и дуэлей той эпохи. Неудивительно, что алкоголь становился наиболее привлекательным полем боя для молодого и обеспеченного мужчины.
Холтон указывает, что разгадка «человека трех бутылок» отчасти в том, что емкости того времени были меньше современных. Однако, он, по-видимому, неправ. Археолог Олив Джонс составил монографию по английским винным бутылкам: 188 из 210 исследованных им образцов 1737-1849 годов имели объем около одной кварты — от 0,7 до 0,9 литра. Легче представить, что в выражении «человек трех бутылок» всё-таки есть элемент легендарного преувеличения.
Английская винная бутылка претерпела множество изменений в своей форме; ранние образцы XVII века были высокими, овальной или шарообразной формы с длинным горлышком. Затем вошли в моду более низкие, приплюснутые бутылки. К началу XVIII века английская бутылка стала опять шарообразной, но уже с куда более коротким горлышком. К 1725 году появился тип приземистого массивного сосуда, в основе которого лежит усеченный конус; с 1730-х годов появляются массивные, низкие и широкие цилиндрические бутылки с длинным горлышком. Такие изредка используются и сейчас для бутилирования портвейнов.
Слева: английская винная бутылка, на этикетке дата — 1816 г. Справа: классическая английская винная бутылка, 1850-1870 гг. По материалам Society for Historic Archeology, http://www.sha.org
Вплоть до конца XVIII века английская винная бутылка вытягивалась вверх, пока около 1800 года не вошел в обиход её современный тип: цилиндрическая, массивная, из плотного, очень темного стекла, с длинным и часто бочкообразным горлышком. Сейчас практически все хересы и портвейны (разумеется, имеются в виду испанские хересы и португальские портвейны) попадают на полки магазинов в бутылках английского типа. Хотя, конечно, разливают их сейчас не в Британии, а на месте производства.
Этикетка как холст
Вторжение искусства на этикетки началось практически одновременно с mis en bouteilles au château – бутилированием вина на месте производства. Филипп Ротшильд начал эту авантюру в 1924 году. Он бросил вызов многовековой традиции, согласно которой вина бутилировал торговец в местах продажи. Ротшильд весь урожай разлил по бутылкам самостоятельно, а для привлечения внимания попросил сделать авангардную этикетку кубиста Жана Карлю. Правда, из-за Великой депрессии и Второй мировой войны пришлось прерваться на 20 лет, но с 1945 года по сей день Ротшильды приглашают художников для создания этикеток для каждого нового винтажа. Сальвадор Дали, Жоан Миро, Василий Кандинский, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Бальтюс, Энди Уорхол, Илья Кабаков, Джефф Кунс, Аниш Капур – список впечатляет.
У барона было множество последователей. Риоханская бодега Altanza свои гран ресервы обклеивала шедеврами испанской живописи, отстегивая немалые суммы обладателям прав. Миро и Пикассо пустили в ход карандаши и кисти во славу калифорнийской винодельни Kenwood. Андре Массон и Рой Лихтенштейн рисовали этикетки для Champagne Taittinger. Гюнтер Грасс и Фриденсрайх Хундертвассер ставили автографы на Casanuova di Nittardi Vigna Doghessa.
Портрет Софьи Крамской
По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.
Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?
Зеленая фея
Альфонс Муха. Абсент (эскиз женской фигуры). 1900–1905. Национальный музей, Прага
Главный алкогольный напиток в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов, разумеется, абсент. И дело не только в том, что это крепкое и глючное варево стало тогда чрезвычайно модным среди самих художников, — популярным оно было и у простых парижан из небогатых слоев, причем из-за своей дешевизны. Куда важнее другое обстоятельство: «культура пития» абсента отличалась от потребления иных видов алкоголя. И эта тема оказалась новой и интересной тем, кто взрослел на музейных шумных пирушках от классиков живописи.
Франконский боксбойтель
Эта плоская, похожая на солдатскую фляжку бутылка, родом из немецкой Франконии. Но мы знаем её скорее благодаря португальскому вину Матеуш Розе (Mateus Rosé).
Боксбойтель (нем. bocksbeutel), по основной версии, получил своё название благодаря схожести с контуром козлиной мошонки (bocks – козёл, beutel – мешок, а т.ж. мошонка). Несомненно, сельским жителям оценить такую художественную параллель проще. Горожанам эту версию приходится брать на веру.
Так оно или нет, но плоская форма позволяет бутылке остаться там, где её уронили, а не укатиться прочь, – что ценно для любого, пьющего как франконский крестьянин.
Позднее (в 1950х), эту форму взял на вооружение португальский производитель «зелёного» вина , выводя на рынок свою гламурную марку слегка игристого, сладковатого розового вина Матеуш Розе. Форма бутылки оказалась удачным маркетинговым ходом. Низкие бутылки Матеуш было не видно за остальными – стандартными – но, вопреки опасениям сына основателя, глава компании увидел в этом преимущество: именно из-за их низкого «роста» продавцы стали выставлять их в первый ряд на полке.
Этикетку вина украсило изображение замка Матеуш Палас, который не имел отношения к производителю, но был местной достопримечательностью. За использование изображения замка, его владелец получил от винодела солидную сумму. От прав на небольшую часть дохода с будущих продаж (вместо большой разовой выплаты) владелец замка отказался. И не угадал. В 1980х Матеуш Розе составлял примерно 40% экспорта столовых вин Португалии.